vechno_zhivoj (vechno_zhivoj) wrote,
vechno_zhivoj
vechno_zhivoj

Categories:

Лекция в библиотеке Королёва: "Бахтин как предтеча постмодернизма"

Оригинал взят у olga_vetluga в Лекция в библиотеке Королёва: "Бахтин как предтеча постмодернизма"

Волков А.А., д.ф.н.

25 апреля в 14:00 в Научно-интеллектуальном клубе областной научной библиотеки им. Крупской (г. Королёв) состоится лекция на тему "Бахтин как предтеча постмодернизма".

Читает лекцию Александр Александрович Волков, доктор филологических наук, профессор филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова и профессор Московской православной духовной академии, зав. кафедрой общего и сравнительно-исторического языкознания филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова . Преподаёт риторику в МДС и введение в языкознание в МДА.

Бахтин Михаил Михайлович (1895 - 1975) — русский философ, культуролог, теоретик европейской культуры и искусства, автор концепции народной смеховой культуры.


Бахтин М.М.

В своем эпохальном труде "Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса" М.М. Бахтин описывает искусство разложения идеологических монополий, в котором центральным приемом выступает травестия (комическая имитация, когда сюжеты и образы подаются в пародийном ключе). Если говорить кратко, речь идет об уничтожении высокого путем осмеяния под видом обновления через унижение. При этом война, объявленная идеальному, подается как "веселая и свободная игра с вещами и понятиями", в результате которой утрачивается способность различать реальность и вымысел. То есть имеет место потеря системы ценностных ориентиров - характерный признак постмодернизма (кстати, именно об использовании приема карнавализации говорили защитники спектакля "Который живет на...", поставленного в Сергиевом Посаде). В полной мере эта концепция была задействована в эпоху перестройки для обрушения коммунистической идеологии.

Для понимания, что такое смеховая концепция, карнавализация как инструмент разрушения идеального, кроме посещения лекции очень рекомендую почитать работы православных философов А.Ф. Лосева ("Эстетика Возрождения", 1978) и С.С. Аверинцева ("Бахтин, смех и христианская культура"), назвавших книгу Бахтина о Рабле "сатанинской".

В художественной литературе использование карнавализации для обрушения идеологической системы выпукло изображено в романе Умберто Эко "Имя Розы" (1980), по которому Жан-Жаком Анно в 1986 году был снят одноименный фильм.

Умберто Эко

Бразильский священник, один из главных представителей «теологии освобождения» Леонардо Бофф написал о романе Эко: «Это не только готическая история из жизни итальянского бенедиктинского монастыря XIV века. Бесспорно, автор использует все культурные реалии эпохи (с изобилием деталей и эрудиции), соблюдая величайшую историческую точность. Но все это – ради вопросов, сохраняющих высокую значимость сегодня, как и вчера. Идет борьба между двумя проектами жизни, личными и социальными: один проект упорно стремится к сохранению существующего, сохранению всеми средствами, вплоть до уничтожения других людей и самоуничтожения; второй проект стремится к перманентному открыванию нового, даже ценой собственного уничтожения».



Tags: Бахтин, Королев, Королёв, интеллектуальный клуб, карнавализация, постмодернизм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments