vechno_zhivoj (vechno_zhivoj) wrote,
vechno_zhivoj
vechno_zhivoj

Любить тряпки - себя не уважать.

Оригинал взят у teterevv в Любить тряпки - себя не уважать.
Очевидно, что для шумских эти строки великого поэта - не приговор Человеку, а описание реальности, в которой они плавают как рыбы в воде. Они вожделеют эту тиранию моды и тьму сознания в предрассудках. Их восторгает бесправие Человека в заданных кем-то пределах мысли. И им нет никакого дела до Человека, о котором говорит Чехов, но на которого они так любят ссылаться.

Готовлю материалы по Собору 1917-18 гг. и заодно просматриваю отложенные новости, которые меня заинтересовали, но я их пока не прочитал. И вот одна из них меня потрясла дважды. В первый раз, когда я только увидел заголовок и отложил ее в копилку:

«У человека без вкуса очень низкий моральный порог»


И второй раз, когда я наконец-то прочитал статейку.

Все знают (или не все?) ставшую афористической фразу великого русского писателя А.П. Чехова о том, что «в человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» («Дядя Ваня»). Но почему-то многие, ссылаясь на величину автора этих слов (хотя их говорит персонаж пьесы, а не сам Чехов) забывают о следующих вещах:

Что прекрасным должен быть Человек.

Что в нем должно быть прекрасно ВСЕ, а не только одежда.

Что в перечислении, которое делает Астров, понятия заведомо неравнозначные. Возделывать Человека это в первую очередь заниматься душей и мыслями.

При этом вовсе не значит, что опрятность внешнего вида, удобство и приятность для глаза одежды - это то, на что вообще не надо обращаться внимания. Но надо же иметь меру уделяемого внимания тому, что второстепенно.

К сожалению, существующее сегодня общество потребления переворачивает ценностную пирамиду. И пустота души и мыслей уже не является предметом переживания носителей это пустоты, когда она прячется в стильный костюмчик.

Не так давно мы с товарищами писали об издевательском опросе о судьбе библиотек, из которого следовало, что быть умным и культурными - удел неудачников. А удачливые, выходит, могут быть и неумными и бездушными.

Вот и взятое у «удачливого» деятеля в области «моды» интервью отчасти иллюстрирует эту инверсию ценностей в потреблятстве. И дело не в том, что человек говорит. А то - как говорит. С полной уверенностью, что у него есть право говорить примерно такое же, какое есть у физика, сделавшего вклад в фундаментальную науку, писателя, написавшего гениальный роман и т.п., - творцов и возделывателей Человека. Нет! Он всего лишь проводит показы тряпок. Но при этом дерзает судить о нравственности и морали в зависимости от того, как человек к этим тряпкам относится. Если не с тем же благоговением, как и он, то для Шумского - это моральный урод. Вот и вся диалектика.

Я рад быть в глазах этого шоумена - уродом. Мне плевать на то, одет ли я модно или нет. Главное - чисто и удобно, по размеру и сезону.

Кстати, благодаря приходу к власти носителей моральных качеств таких же, как и у Шумского, далеко не все в России могут позволить себе даже этот минимум: по сезону и удобно. Банально денег нет. Не то что на одежду, а на еду, медицину, образование. И все благодаря таким «успешным» и пронырливым господам. Так что же? Эти люди без совести и вкуса? Литературоведы, врачи и учителя, ученые, работники библиотек и музеев - все они не имеют вкуса и совести, потому что не могут и не хотят бежать за модой? По Шумскому так выходит!

При этом этот господин сам же описывает, как из ничего они (шумские) делают «моду» и «модных» стилистов. То есть, говоря о вкусе, он имеет исключительно свое эстетическое восприятие мира. Решил, что вот это дерьмо на палочке модно и заставил всех моднозависимых восторгаться.

Шумский в главном прав - что этика и эстетика идут рука об руку. Но он отчего-то решил, что можно оторвав одно от другого и извратив до неузнаваемости, пришить назад. Что, навязав людьми свои представления об эстетике, выстроить из этого извращенного прекрасного (оторванного от этичного) новую мораль. Что-то выстроить, конечно, можно, но никак не мораль. Это же не пиджачок, к которому пришивай рукав какой тебе в голову придет. Это же Человек!

А Человек должен быть и внешне прекрасен. Герой Чехова, конечно же, прав. Как должен быть, и прежде всего, умен и морален. А одежда? Это всего лишь тряпки. Уважать только их - значит не уважать Человека. Не видеть Человека. И даже в какой-то мере не быть им. А быть «человьем» в большом и душном потребительском «человейнике».

Ну и в завершение слово самому Шумскому. Наслаждайтесь.

«О поводах одеться к случаю и к Третьей мировой.
Хотя, я думаю, разговоры о Третьей мировой — не более чем придумки средств массовой информации. Мне трудно представить сильных мира сего, готовых остаток жизни провести в бункере под землей, питаясь консервами. Иначе из всей одежды останется только костюм химзащиты. А у кого он сейчас висит в гардеробе? Ни у кого, поэтому давайте думать позитивно.

Спрашивают, можем ли мы создать или уничтожить дизайнера. Мы, можно сказать, создали с нуля десятка два дизайнеров, чьи имена на слуху. Они «раскрутились» благодаря ресурсам, которые предоставили им мы. Раскрутились, но не монетизировались. А уничтожать мы никого не собирались и не собираемся, уничтожение — это деструктивная позиция.

Трудно продать то, что никому не нравится, но можно, главное — найти своего покупателя. Например, один московский дизайнер, не буду называть имя, который сейчас на пике моды, три года назад считался апологетом безвкусицы. Над ним смеялись, его вторичность бросалась в глаза. Но несколько богатых клиенток его поддержали. И в какой-то момент что-то поменялось. Раз — и он попал в струю

Объективное понятие вкуса существует, как и понимание того, что такое хорошо и что такое плохо. Я согласен с изречением «у кого нет вкуса, у того нет совести». Это правило постоянно подтверждается. Безвкусица проявляется не только в одежде, но и в поведении, в распространении идей. Как правило, у человека без вкуса очень низкий моральный порог».

И совсем на конец, слова Байрона:
Цель бытия. Кто скажет - в чем она?
Наш разум слаб, ничтожны наши годы.
Мы близоруки, истина темна,
Нам недоступен стал язык природы.
А косность мысли, тирания моды

Покрыли землю предрассудков тьмой.
И человек лишен простой свободы
Судить и мыслить, быть самим собой
И мысль рождается бесправною рабой.

Очевидно, что для шумских эти строки великого поэта - не приговор Человеку, а описание реальности, в которой они плавают как рыбы в воде. Они вожделеют эту тиранию моды и тьму сознания в предрассудках. Их восторгает бесправие Человека в заданных кем-то пределах мысли. И им нет никакого дела до Человека и Чехова, но на которого они так любят ссылаться.



Добавить в друзья в: ЖЖ | ВК | твиттер | фейсбук | одноклассники

Tags: война с культурой, метафизика, мода, общество, пост-человек, потребительство
Subscribe

Posts from This Journal “война с культурой” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments